вторник, 6 декабря 2016 г.

Выставка "Традиционная праздничная одежда и сценический костюм Русского Севера" в РЭМе

В Этнографическом музее открылась выставка "Традиционная праздничная одежда и сценический костюм Русского Севера" из собраний Архангельского музея изобразительных искусств и фондов Государственного академического Северного русского народного хора. Жаль, что длится она только до 18 декабря.
Выставка замечательная! Все экспонаты, кроме сценических костюмов, описаны в книге "Народный костюм Русского Севера" Людмилы Федоровны Кислухи)
Я получила великолепную возможность рассмотреть наряды! Ну, насколько было возможно конечно)
Фото будет много! Вдруг кому пригодится)
1. Праздничный девичий костюм. Сер.19в. Архангельская губ., Архангельский уезд, Унский посад, д.Уна)
Состоит из нагрудной одежды из х/б ткани, известной под названием "рукава", косоклинного шелкового распашного сарафана - "штофника", парчовой коротены - "полушубочка", головного убора - "повязки", и шейного украшения "заборочника". Для украшения повязки использованы парча, бисер, речной жемчуг, стеклянные бусины. "Заборочник" расшит мелким речным жемчугом и цветными стеклами в металлических оправах поверх настила из толстых льняных ниток -бели. Дополняют костюм янтарные бусы и жемчужные серьги



 
Рукава подогнаны под руку сборками. Очень интересно, что здесь строчка проложена не только вдоль, но и зигзагом

 2. Праздничный женский костюм. Нач. 20в. Архангельская губ., Холмогорский у., д. Кузополье.
Состоит из шелковой "парочки" (кофта и юбка), головного убора "сколка" из шелковой тафты и кружевной полушелковой косынки, выполненной в технике плетения на коклюшках
 Парочками я не особо интересуюсь, все таки это не исконная одежда, а проникновение городской моды.
 
3. Праздничный костюм "молодухи", сер.19в. Архангельская губ., Холмогорский у., Емецкая вол., д.Прилуки.
Состоит из шелкового сарафана (жаккрадовая ткань с брошированным узором), косоклинной распашной парчовой коротены, повязки (позумент, фольга, жемчуг, бисер). Рубаха ("рукава") - реконструкция по аналогиям из собрания музея. Дополняют костюм янтарные бусы, жемчужные серьги
А вот тут у организаторов закралась опечатка. В книге, этот костюм действительно с девичьей повязкой, и называется девичьим. Видимо потому и в подписи экспоната на выставке указали повязку. Но на манекене головной убор - кокошник, женский головной убор и наряд соответствует названию.

 
 
А вот и кокошник


 Подол сарафана подшит беечкой
 и отделан позументом
 А вот с рукавом я не совсем поняла, почему часть его сильно сборена, а часть нет.
4. Праздничный женский костюм. Нач.20в. Архангельская губ., Мезенский у., Юромская вол.
Состоит из короткой ситцевой рубашки - "рукава" (вышивка крестом - К.Ф. Митькина), ситцевых сарафана и платка (фабрика А.Баранова в Москве), обязательным атрибутом являлся пояс.
Вот такой наряд, мне кажется, можно шить и носить дома, на улице) Ткань яркая! Можно найти и современные аналоги
 Верх сарафана и лямки обшиты или тесьмой или бейкой. Еще и вьюнком украшен, зелененьким

А здесь хорошо видно, что подол подогнут и подшит.
5. Праздничный костюм молодой женщины - "молодцухи". Кон19в- нач.20в. Архангельская губ., Мезенский уезд, Юромская вол.
Состоит из домотканых льняной рубахи, набивного сарафана и пояса. Дополняла костюм х/б шаль (тов. мануфактура Барановых)
Головным убором являлся повойник, украшенный бисером, металлическими плашками и бусинами. По очелью которого повязывалась косынка из шелковой тафты в виде "кустышек"
Тоже, вполне доступный для повторения вариант! И без особых украс
 Рубаха шилась прямоугольным полотном и сверху собиралась сборками. Вот хорошо видно получившийся объем складок.
 А на сарафане хорошо видно, как складки идут навстречу друг другу

6. Женский покосный костюм. Нач. 20в. Олонецкая губ., Каргопольский у., Ошевенская вол.
Состоит из кумачовой рубахи покосницы, сарафана - "кумачника" и фартука (на подоле сарафана и фартука вышивка тамбурным швом)
Ну это вообще!!!! Красота неописуемая! Я повторить не возьмусь хотя бы потому, что фартук вышит  не просто кружочками, а чем то имеющим отношение к древнему календарю. В эту степь я еще не заходила)) Поэтому предлагаю просто полюбоваться!
 И снова подробности шитья!

 Ну а это гимн рукоделию!!!!





7. Рядом тоже потрясающий наряд! Женский покосный костюм. Нач. 20в. Олонецкая губ., Каргопольский у., Ошевенская вол.
Состоит из кумачовой рубашки покосницы, подол которой украшен многоцветным вышитым узором (техника "набор", гладьевые настилы)сарафана - "кумачника", фартука (на подоле сарафана и фартука вышивка тамбурным швом) и ситцевого платка (пр-во Москва, Прохоровская мануфактура)






 Вот такой узор, я думаю, очень даже можно будет и повторить) Нейтрально с точки зрения смысла и значения, и очень красочно!





 Здорово!!! Обязательно "сниму" схему и вышью! Значение, думаю, вполне наше, женское) Берегиня, рожаница)


8. Праздничный девичий костюм кон.19 - нач.20в., Олонецкая губ., Пудожский у.
Состоит из кашемировой "парочки" (кофта и сарафан), пояса со словесами (шелковые и х/б нити, бранное ткачество) ФОТО ПОЯСА НЕ СДЕЛАЛА, головного убора "перевязки" украшенной мелкими бусинами имитирующими жемчуг и шейного украшения (золотное шитье)




 
 


9. Праздничный костюм молодей женщины. Нач. 20в. Архангельская губ., Мезенский у.
Состоит из шелковой "пары"  (кофта и юбка, головного убора - повойника (бархат, золотное шитье), шелкового платка, сложенного косынкой и повязанного по очелью "кустышками". Дополняет костюм шелковый платок - "полушалок"
 10. Ритуальный женский костюм. Кон.19в. Архангельская губ., Пинежский у., Никитинская вол., с.Шардонемское
Обрядово-ритуальный комплекс для лова рыбы. Состоит из домотканой льняной рубашки - "рыболовки" (на оплечьях вышивка "набор", нижние края рукавов выполнены двусторонними швами), бранного пояса и ситцевого платка (тов. Мануфактур Барановых)
 Кажется это бесполиковая рубаха. Хочу попробовать сшить такую
 Шов набор очень быстрый и легкий! Наверно самый простой и традиционных швов. А какая богатая вышивка получается!
 Рукава вышиты "росписью" тоже женские фигуры) Интересно!
 Удалось заглянуть внутрь - край рукава сначала подвернули и аккуратно приметали, а потом сверху прошили швом косичка
 На подоле тоже шов набор и немного тканья.
 И снова заглянула внутрь))
11. Праздничный покосный костюм. Нач. 20 в. Архангельская губ., Мезенский у., Погорельская вол.
Состоит из рубахи-"покосницы" с набивным станом (нижняя часть рубахи), домотканого пояса, ситцевого платка
 Сборка рукава закрыта сверху тесьмой.
 Пыталась "рассмотреть" как сшит ворот рубахи

 Эх! надо начинать учиться ткать пояса!
 Красота какая!
12. Праздничный обрядовый покосный костюм. Кон.19в-нач.20в. Олонецкая губ., Каргопольский у.
Состоит из рубахи -"покосницы", подол которой украшен узором (вышивка "набор") и тканого пояса (закладное ткачество)


 Товарищи!!! Это реально вышито руками!!!




 И такой игривый подол))
13. Праздничный костюм молодей женщины. Нач. 20в. Архангельская губ., Мезенский у.
Состоит из шелковой "пары"  (кофта и юбка, головного убора - повойника (бархат, золотное шитье), шелкового платка, сложенного косынкой и повязанного по очелью "кустышками". Дополняет костюм шелковый платок - "полушалок"
14. Праздничный костюм молодой женщины. Кон.19-нач.20в. Архангельская губ., Мезенский у., г. Мезень
Состоит из короткой рубашки - "рукавов", для шитья которой использована ткань - кисея с "мушками", шелковой штофной юбки, коротены - "душегреи", бархатного повойника, украшенного золотным шитьем, "кустышек" (повязаны по очелью) и рипсовой (жаккардовой) шали. Дополняют костюм шейное украшение из бусин (дутое стекло) и серьги -"голубцы" (металл, бусины)



До чего же мне нравятся эти серьги!!!! Пойду работать, обязательно себе такие закажу!




 
 15. Праздничный костюм. Кон.19-нач.20в. Архангельская губ., Пинежский у., Сурско-Сергиевская вол, с.Сура
Состоит из льняной рубахи "намышницы" (на оплечьях вышивка "набор"), пестрядинного сарафана и пояса, завершает костюм ситцевый повойник, поверх которого повязывали "аглицкий платок" (тов. Мануфактур Барановых)
Расцветка сарафана мне очень нравится. Уютная




16. Праздничный костюм молодой женщины. Кон.19-нач.20в. Архангельская губ., Пинежский у., Никитинская вол.
Комплект состоит из льняной рубахи "намышницы", оплечья (чудесно прикрыты платком!) и запястья рукавов которой украшены вышивкой "набор", набивного сарафана и пояса. На головной убор из бархата (повойник) повязан шелковый налобник с "кустышками". Костюм дополняет "гарусная" шаль (фабрика Н.Г. Смирнова Москва)
А здесь расцветка классическая, синяя с набойкой.
Вот интересно, эта тесьма часть повторяется - была самая распространенная и доступная или у реставраторов другой не нашлось?
И кстати, здесь складки на сарафане закрепили дополнительной строчкой
пояс!!!!
Что за вышивка - не поняла, но со временем дотумкаю
17. Праздничный женский костюм.Нач.20в. Архангельская губ., Архангельский у., Лудский посад, д.Луда.
Состоит из льняной рубахи, х/б сарафана, фартука, пояса, платка. Ткань, которая использована для шитья предметов выполнена вручную на ткацком стане. пояс - кустарного производства, платок - товарищество Мануфактур Барановых (Владимирская губ., Александровский у.)
 Рубаха из пестрядинной ткани, очень популярна была на севере.
 Строчки! Швы! Ворот аж три строчки проложили
 Неровненько, но никто не расстроен

 Интересные помпоны на концах)
 А вот что это за "мушки" не знаю, может еще прочитаю где. Тогда дополню
 И вон какое интересное украшение подола! Мне очень понравилось. И не только мне)
Буквально на днях, наткнулась на поздравления архангельского художник-модельера, стилиста, директора модельного агентства, руководителя отдела по пошиву, реставрации и хранению костюмов Государственного академического русского народного хора  Николая Терехина с 20-летием деятельности и увидела вот такую, чудесную модель! обратите внимание на юбку!
Вот как чудесно старинные мотивы вписались в нашу современность) Кстати, полистайте по ссылке альбом с другими моделями, получите удовольствие!
18. А мы, кстати, уже подошли к сценическим костюмам Северного русского народного хора)





 А вот как выглядит тамбурная вышивка выполненная на машинке.
Ровнее, конечно, но все же ручками мне больше нравится
19. Продолжу показывать костюмы. Крепитесь, мы скоро с ними закончим и быстренько посмотрим головные уборы))
Праздничный костюм "повязочницы" Кон.19-нач.20в. Архангельская губ., Пинежский у., Никитинская вол.
Основу костюма составляет короткая ситцевая рубаха и сарафан из шелковой тафты. В "большой наряд" так же входили парчовая коротена ("коротенька"), головной убор - повязка, шейное украшение ожерелок с перышком и три наплечных платка. Дополняют костюм янтарные бусы и серьги "голубцы" (металл, бусины)

 
и снова "голубцы"... как же они мне нравятся!!!

 Кружево пришито изнутри! Или есть варианты, когда встык. Я же при пошиве рубашки для Ульяшки пришила сверху. Ошибочка.... Ну ничего)





20. Праздничный костюм молодой женщины. Кон.19 - нач.20в. Олонецкая губ., Каргопольский у.
Состоит из шелковой пары (кофта с юбкой), пояска со словесами (шелковая и мишурные нити, бранное ткачество), жемчужного кокошника, и золотного платка (золотное шитье в прикреп по карте, лицевое шитье, тамбурный шов)
Кокошник хорош!!!

 А какой пышный!!!

 На выставке были и головные уборы. Покажу те, которые в моих брожениях по музеям и отчетам еще не попадались.
О! Красота неописуемая!!!
Девичий головной убор - "подчелок". Кон.18в. Олонецкая губ., Каргопольский у.
Ткань шерстяная крашенина, набойка, бисер, стеклянные и металлические пуговицы, пряденое серебро. Шитье бисером
Какой меленький, прозрачный бисер!
 Совершенно немыслимой красоты и загадочности узоры!
 Ленты сзади

Еще была вот такая "шапочка" - девичий зимний головной убор 19в. Архангельская губ., Пинежский у.
Мех, холст льняной, ткань шелковая, бить, канитель, трунцал. Золотное шитье в прикреп

А здесь не головной убор, женское шейное украшение - "нагрудник". 19в. Вологодская губ., Сольвычегодский у.
Штоф, пряденное серебро, ткань х/б, тесьма с бахромой, бисер, пряденное позолоченное серебро. Шитье бисером. Золотное шитье в прикреп
 Я конечно похожий видела на выставке в ГИМе, но здесь такое интересное сочетание золотного шитья и бисера, что не могу удержаться и не показать вам подробности))


Ну!!!! Кто дошел до конца?! Кто молодец?!! Надеюсь, что то новое и красивое я вам показали и может сподвигла сшить и себе сарафан)





21 комментарий:

  1. Спасибо, ведь не попаду туда, так хоть у тебя посмотрю! Хорошо, что я купила по твоему совету Кислуху, можно и в книге глянуть. Буду сейчас дальше разглядывать - но вот по первому костюму можно вопрос? Вот у нее в книге написано, что эта рубаха - "рукава" - всего 20 см длиной. Т.е. она, грубо говоря, только грудь прикрывала, до пупа? :) И под подолом сарафана ваапще ничего не было? Я все время стесняюсь спросить, но вопрос никуда не уходит - если они не надевали длинную рубаху, то что служило нательным бельем? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот! Я потому и пошла, что когда шила, ничего рассмотреть в книге не могла, а тут наползалась на четвереньках... Бедный охранник (там дополнительно к смотрителям еще дяденька охранник сидел), он со мной понервничал)) полтора часа ему нервы мотала) Но, я девушка культурная, ничего не трогала!
      Теперь про рубахи) Шили их двух видов - цельнокроеные и рукава со станушкой. Цельнокроеную шили из целых продольных полотнищ. Я Ульяне такой шила. Второй вариант более современный) Потому что рукава обычно шили из покупной ткани, а станушку пришивали домоткань. Носили ли под такой рубахой еще нательное белье, я не знаю. На Этнофоруме в Томске один этнограф говорил что носили. Думаю на севере вполне могли и побольше на себя надеть, все для согрева!

      Удалить
    2. Т.е. если мы видим "рукава" и написано, что 20 см длина - это просто недоделанная рубаха, с непришитой станушкой? Или все-таки они и впрямь такие короткие? Про белье загадка, конечно. Думается, что что-то должны были носить, ведь иначе, простигосподи, заголиться можно :) Но вот как надеть длинную рубаху, а сверху на нее - короткую - не представляю. Может, были нательные юбки на такие случаи? :)

      Удалить
    3. Все, нашла в этой книге фото "рукавов", посмотри на с. 301 - жутко короткие, едва грудь закрывают. Вообще непонятно, как они не выбивались из-под сарафана, заканчиваются под мышками... Конечно, они надевались на какую-то нижнюю длинную рубаху.
      В этой книге мне не нравится черный фон на всех фото. Черные костюмы на черном просто сливаются, неожиданно, ага.

      Удалить
    4. Вообще странно! В той же книге, на 6 странице, они пишут, что рубахи были двух типов - цельнокройные и рукава с пришивным станом. При этом в описании наряда пишут только рукава, как нагрудная женская одежда в виде короткой рубахи без стана.
      Я не представляю себе как рукава можно носить отдельно. Это же страшно неудобно. Буду искать информацию. Может они просто поступили в коллекцию без стана, он то обычно из простой ткани был и не берегся. Так же как и полотенца в коллекциях хранятся только вышитые части.

      Удалить
  2. Анна, спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  3. Посмотрела всё! Героиня ты, всё описать и запомнить, да еще такие подробности можешь разглядеть в крое - глаз уже наметан.

    "Кустышки" наподобие рогов, да? Не очень мне нравится такая форма, не всякому лицу пойдет.

    Первый раз вижу, чтобы кружево дополнительно расшивали - это я про №16 (похоже, там что-то вроде шитья вприкреп - нить пускается вдоль дырочек, а другой нитью первую нить закрепляют в местах дырочек, нет?).

    Ну и в безусловных фаворитах №12. Обманчивая простота.

    Насчет повторяющейся тесьмы - если это не реставрация, то вполне мог быть один и тот же вид. В ГИМе тоже встречались на нарядах из разных регионов одинаковые виды тесьмы ("с репьями"? - забыла, как этот узор называли, как бы цветок в разрезе), п.ч. она была промышленная и продавалась на ярмарках.

    Вообще красный в таких количествах не перестает шокировать и удивлять. В современной модели уже хочется чем-то отбить такое количество красного...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кустышки мне Солоху напоминают) Лучше бы рога носить))
      Вот я и не поняла, с расшивание кружева. в книге (стр.136) написано только что украшены в технике набор", по краям пришито плетеное кружево. а что за вставка между двумя вышивками набором? мережка? Эх!!!! Вопросы, вопросы! Но я вообще планирую Архангельск посетить, может в музее найду кого помучить)))
      Красный наши предки очень любили)) Как Глебушкин говорит - красный значит красивый, добрый. Так что пора нам брать себя в руки и начинать носить яркую одежду! Хватит на запад оглядываться) Диктуем свою моду!!!

      Удалить
  4. Я досмотрела)), я - молодец))
    Но ты - герой! Столько фотографий отобрать и описать. Эх, герой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Саша))) Я благодаря этому переписыванию ярлычков больше запоминаю) После разбора ГИМовских фотографий даже этнографический диктант довольно легко прошла) А вообще, когда увлекся сильно, то трудности не замечаешь. Я же, когда ребенку наряд шила, с таким объемом вопросов столкнулась, что на выставке уже целенаправленно ходила, не только любовалась)

      Удалить
  5. Все рассмотреть просто нереально. Я вот подумала, это же все женщины поголовно рукодельницами были!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Света! Не зря же у нас такая тяга к рукоделию) Все же своими руками делали - лен, конопель растили, обрабатывали, пряли, ткали! Шить и вышивать уже ерунда была)) Да и свою привлекательность на выставке невест надо было повышать. Вот и старались девочки) и мамы с бабушками помогали. Сейчас конечно проще, ходи по магазинам и выбирай. Но мне все больше шить хочется)) Свекровь моя говорит, что бабушка ее пыталась к рукоделию приучить и плакала, как же, говорила, меня твоя свекровь потом ругать будет, что ты такая неумеха. А сама теперь на меня ворчит, что я много рукоделю))) как бабушка сижу)) Вот так времена меняются

      Удалить
  6. Спасибо за такую подробную экскурсию! Потрясающе интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, не за что!!! Я очень рада, девочки, что вы читаете!

      Удалить
  7. Какие красивые наряды! Интересно, что бы все эти персонажи сказали про нашу современную одежду!?:)
    Аня, спасибо, с удовольствием и интересом посмотрела фото:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Инна! Рада что понравилось) Я думаю, что наши понятия о красоте их бы шокировали. Раньше привлекательными считались крепкие, пышные девушки, женщины, потому что такая могла выносить и родить детей, занимаясь при этом достаточно тяжелыми хозяйственными работами.

      Удалить
  8. Спасибо огромное, за такую отличную возможность рассмотреть все детали. Это восторг! Какая красота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, спасибо))) Я всегда с удовольствием) Ты не ходила? Там довольно интересная выставка посвященная реставрации

      Удалить
  9. Аня, спасибо- спасибо огромное!!! Столько фото и столько красоты!! Любуюсь детальками:). Завороженно рассматриваются каждое фото, так что еле осилила треть:))) переключусь, а потом дальше продолжу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, спасибо что интересуешься и рассматриваешь! Потому что наша культура интереснее, богаче и красивее, чем я себе представляла. Не устаю восхищаться! и стараюсь делиться)

      Удалить